Поиск по этому блогу

четверг, 2 июня 2011 г.

Окрыленные лики богов на фасадах Санкт-Петербурга. 5

Окрыленные лики богов на фасадах Санкт-Петербурга. "Нибелунги" на Дрезднер Банке.


В Санкт-Петербурге, кроме окрыленных ликов Вотана/Одина, возможно, Тора, и валькирий, имеются (или имелись) произведения обьемной скульптуры, возможно также выполненные по тематике германо-скандинавской мифологии. Они, как и рассмотренные выше формы, включались в обрамление зданий. Вот два примера:














Невский пр. 28 (Наб. канала Грибоедова, 21). Дом акционерного общества “Зингер и К”. 1902 - 1904 гг. Архитектор П. Ю. Сюзор. (Он же осуществлял одну из перестроек упомянутого дома Гороховая 47. Возможно, это не случайно).
Фотограф Омар Зверков.
Стены здания украшены бронзовыми скульптурами (всего их шесть), представляющими как бы изображения носовых частей корабля, в образе воинственных дев в шлемах и с копьями, с крыльями за спиной. Выполнены они были с моделей известных мастеров А. Л. Обера и А. Г. Адамсона. К сожалению, кроме слов “декоративная скульптура”, по этим фигурам мне не удалось разыскать никаких сведений. Можно предположить, что на их облике сказались представления о валькириях. Интересно, что некоторые из дев держат в руках веретенца. Вероятно, это связано со спецификой деятельности компании “Зингер”, являвшейся акционерным обществом по изготовлению швейных машин. Но с другой стороны, для выражения этой специфики могли использоваться черты валькирий и норн как небесных прях (“дев судьбы”).


Исаакиевская пл. 11 (Большая Морская 41). Новое здание Германского посольства. Построено в 1910 - 191 гг. известным немецким архитектором Петером Беренсом.
Здание являет собой сочетание особенностей неоклассики и неоромантики. На крыше со стороны площади находилась скульптурная группа: двое мужей с круглыми щитами, держащие под узцы лошадей. Они могли изображать и античных воинов, но их грубая мощь вполне соответствует нашим представлениям о древних германцах. (К тому же, немецкий неоромантизм проявлял особенный интерес к национальной мифологии). Группе была уготована печальная судьба, она не простояла и нескольких лет. В 1914 г. разразилась Первая Мировая война и статуи сбросили на землю. Их дальнейшая судьба неизвестна.

Первая Мировая война и последовавшая за ней революция остановили естественное развитие культурного процесса. Связи между балтийскими народами оказались прерванными. И лишь десятилетия спустя, мы вновь стали открывать для себя то, что было найдено и познано блестящей эпохой неоромантизма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий